Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАМИ С-3МУ

с пневмогусеницами из параллельно расположенных изолированных камер:

с гусеницами из пневмотраков:

    После выработки ресурса автомобиля НАМИ С-3М, дальнейшие работы с пневмогусеничными движителями были продолжены на макетном образце, получившим обозначение НАМИ С-3МУ и построенном на базе ГАЗ-69. Основные изменения по конструкции сводились к установке вместо задних ведущих колес пневмогусеничных движителей от НАМИ С-3М и установке более мощного двигателя от «Волги». Кроме того, ввиду применения нового движителя, потребовалось удлинить кузов (колесная база была оставлена прежней) на 55 мм, а габаритная ширина увеличилась на 200 мм (за счет увеличения ширины крыльев). Для избежания закапывания автомобиля передними колесами на слабонесущих грунтах, стандартные колеса были заменены на широкие катки с полнопрофильными шинами.
    Испытания построенного ранее сочлененного НАМИ-0106 показали, что выбранная ранее трапецеидальная форма пневмогусениц оказалась неоптимальной. Наиболее эффективным было изготавливать пневмогусеницы из нескольких изолированных камер, расположенных параллельно – каждая камера имела свой вентиль, что позволяло устанавливать в них разное давлении, перераспределяя его по пятну контакта. Именно такого типа трехкамерные пневмогусеницы шириной 300 мм были установлены на НАМИ С-3МУ.

    Также на НАМИ С-3МУ был опробован новый движитель пневмотракового типа, разработанный специально для замены традиционных стальных гусениц на серийных гусеничных транспортерах. Пневмотраковая гусеница состояла из отдельных пневмотраков (были изготовлены в пресс-формах НАМИ в Омском НИКТИ шинной промышленности), каждый из которых был выполнен в виде замкнутой резино-кордной оболочки, имел вентиль для регулировки внутреннего давления воздуха, два гребня и два завулканизированных в проушины металлических пальца, служивших для соединения траков в гусеничную цепь. На каждую пару пальцев надевался металлический гребень, в котором пальцы фиксировались от проворачивания. Изгиб пневмотраковой гусеницы вокруг крайних катков осуществлялся за счет закручивания пальцев в теле пневмотраков и изгиба самих пневмотраков. Ширина пневмотраков составляла 300 мм, высота – 80 мм, высота грунтозацепов – 15 мм, высота гребней – 55 мм, габаритная длина пневмотрака – 196 мм, расстояние между пальцами – 161 мм. Количество пневмотраков в гусеница – 17 шт.
    Испытания автомобиля с пневмотраковыми гусеницами проходили в районе г. Ступино в Подмосковье. НАМИ С-3МУ уверенно шел по глубокой грязи (до 0,6 м) и колее (0,5 м), при этом автомобиль при необходимости выходил из колеи и продолжал движение поперек колеи. Привлеченный для сравнительных испытаний УАЗ-452 в таких условиях полностью потерял подвижность. Вездеход с пневмотраками уверенно двигался по влажной пахоте, жнивью, мокрому песку, поднимался на песчаный подъем крутизной 22°. Благодаря использованным в конструкции движителя металлическим гребням, спаданий пневмотраковых гусениц не отмечалось, но при этом отмечался шум, характерный для обычных гусеничных вездеходов, вследствие ударного входа в контакт гребней с опорными катками.

    Достигнутый в то время уровень технического совершенства пневмогусениц еще не позволял рекомендовать их к широкомасштабному использованию на автотранспортных вездеходах. Но уже в те времена в отчетах НАМИ отмечалось, что применение пневмогусениц, арочных и широкопрофильных шин в народном хозяйстве сулит немалую экономическую выгоду, поскольку большая часть грузоперевозок в трудных дорожных условиях осуществлялась на гусеничных ГАЗ-47 или ГАЗ-71, эксплуатация которых вела к непроизводительной трате средств ввиду малой долговечности движителя с металлической гусеницей. К примеру, использование гусеничных машин в песках Средней Азии при строительстве газопровода Бухара-Урал приводило к снижению их пробега до 300-500 км из-за преждевременного износа пальцев гусениц вместо средних 1500-2000 км. Однако, все работы в НАМИ по пневмогусеничным движителям в 1974 году были свернуты как не соответствующие автомобильной направленности института, наработки были переданы в Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ, ранее известную как лаборатория С.В. Рукавишникова) при Горьковском политехническом институте.



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 30 июня 2013 года          
Последняя редакция - 06 октября 2020 года