В Литовской ССР единственным предприятием, занимавшимся производством автотранспортных средств в более-менее значительных обьемах, был Каунасский авторемонтный завод. Он действовал с 1 апреля 1948 года по 15 января 1993 года и за это время восстановил десятки тысяч грузовых автомобилей и автобусов разных марок и типов, а также построил на шасси других производителей около 12 тысяч небольших автобусов. КАРЗ (литовская аббревиатура – KAG) возник не на пустом месте, он по существу был конгломератом нескольких предприятий, появившихся в независимой Литовской Республике еще в межвоенные годы.
Временная столица Литовской Республики в 1920 – 1940 годах, Каунас еще с царских времен был промышленным городом. Поэтому уже в начале двадцатых годов здесь появились мастерские по ремонту и изготовлению автомобильных кузовов. Самым крупным предприятием такого типа были размещенные в самом центре города мастерские «Акционерного общества американских литовцев», сокращенно “Amlit”. Здесь с 1924 года на импортных грузовых шасси “Ford” строили деревянные кузова для автобусов - фото1. Другим важным производителем автобусов с середины тридцатых годов стал гараж автобусного предприятия Каунасского самоуправления в пригороде Шанчяй. Маленькие автобусы на фордовских шасси не отвечали требованиям городских пассажирских перевозок, поэтому в гараже открыли собственные мастерские, в которых кузова монтировались на специальные автобусные шасси „Mercedes Benz“, MAN, „Saurer“ (фото2, фото3) с дизельными двигателями. Кроме автобусов классической компоновки, с 1936 года в мастерских наладили выпуск более современных городских и пригородних автобусов вагонной компоновки для Каунаса (фото4). В 1940 году здесь же построили партию вагонных автобусов для переданной Советским Союзом Литве ее древней столицы Вильнюса. Кроме этих двух основных производителей автобусы на импортных немецких, французских и шведских шасси в Каунасе строились еще несколькими мелкими предприятиями. Словом, к началу сороковых годов в городе имелась как промышленная база, так и необходимые кадры инженеров и рабочих для обеспечения страны разными автобусами. Увы, присоединение Литвы к СССР и начавшаяся вскоре война вынудила полностью прекратить автобусное производство.
В 1944 году, после освобождения Литвы от немецкой оккупации, в Каунасе по решению правительства Литовской ССР было решено создать два предприятия по ремонту автомобилей – «Авторемонтные мастерские №3» на базе мастерских "Amlit" и «Каунасские мастерские по ремонту автобусных кузовов» на базе мастерских Автобусного гаража. Первое из предприятий заработало уже в 1945 году - реконструкция мастерских в авторемонтный завод (КАРЗ) началась одновременно с началом ремонта оставшихся трофейных автомобилей и автобусов. В мастерских по ремонту кузовов при автобусном парке дела шли куда хуже – здесь в первые годы всего-навсего восстановили несколько старых автобусов, а в основном делали закрытые деревянные кузова для перевозки пассажиров, которые устанавливали на демобилизованные грузовики ЗИС-5 и “Studebaker-US6». Такие «автобусы» тогда ездили в большинстве городов Литвы.
К 1949 году КАРЗ сосредоточился на ремонте грузовиков ГАЗ-ММ и ЗИС-5 и автобусов на их базе, постепенно прекратив ремонт трофейных и ленд-лизовских машин, которые теперь в основном дослуживали в разных предприятиях, конторах, колхозах, а не в транспортных предприятиях общего пользования. В этом же году в Каунасе начато производство первых новых вагонных автобусов типа Л-1 с деревометаллическим кузовом на грузовых шасси ЗиС.
В 1952 году министерство автомобильного транспорта Литовской ССР специализировало КАРЗ на ремонт автомобилей марки ГАЗ, поэтому выпуск Л-1 в Каунасе прекратился. Одновременно начались перемены и в мастерских по ремонту кузовов – их реорганизовали в Каунасский завод по ремонту автобусных кузовов, начали строительство нового большого цеха, где вскоре началось производство автобусных кузовов КАГ-1на шасси ГАЗ-51 по типу автобуса ГЗА-651, но с деревянным каркасом и другими изменениями во внешности. Заводом руководил инженер В.Пупейка, специалист с еще довоенным опытомавтобусного производства, очень энергичный и полный новаторских идей, главным конструктором был инженер В.Паулавичюс.
Автобус КАГ-3, разработанный под руководством В.Пупейка и В.Паулавичюса, в базовом варианте предназначенный для 23 сидящих и 7 стоящих пассажиров, пошел в серию с 1956 года. Именно КАГ-3 оставались основными «рабочими лошадками» в районных АТП еще долго после начала производства автобусов ПАЗ-652. K концу пятидесятых годов завод выпускал до 350 автобусов КАГ-3 в год, большая часть их по союзной разнарядке направлялась в другие республики.
Авторемонтный и кузоворемонтный заводы, оставаясь формально отдельными предприятиями, на практике работали, как два подразделения одного завода – снимаемые с новых шасси ненужные для автобуса кабины, капоты, крылья «газонов» тут же передавались в авторемонтный завод, оттуда в кузовной через весь город буксировали капитально отремонтированные шасси ГАЗ-51. Дело в том, что заводы подчинялись одному республиканскому министерству. Выполнив план поставок автобусов по разнарядке из Москвы, можно было работать «на себя», а так как количество новых газовских шасси было ограничено, потребности предприятий Минавтотранса Литовской ССР и многочисленных промышленных предприятий, школ, колхозов в служебных автобусах удовлетворялась путем установки новых кузовов на старые шасси после капремонта. Кроме того, в то время многие эксплуатационники предпочитали «каги» более современным «пазикам» - КАГ-3 через каждые 4-5 лет отправлялись на капитальный ремонт, который реально означал установку совершенно нового кузова, причем уже в шестидесятые годы завод работал так - заказчик пригонял изношенный автобус в Каунас и в тот же день возвращался домой на новом! А «пазы» поступали по скупым разнарядкам, да и ремонтной базы для них сперва не существовало. Производство выросло настолько, что заводы уже не помещались в старых местах. Было решено перебазировать цехи на новое место в каунасский пригород Алексотас, где с послевоенных лет существовал подведомственный Минсельхозу завод по ремонту ГАЗ-51, производивший также автопоилки для скота. Завод с близлежащей свободной территорией передали Каунасскому АРЗ, заодно в 1960 году уже официально присоединив к нему также завод по ремонту автобусных кузовов. Он переехал на новое место в 1962 году, передав свои помещения Каунасскому автобусному парку, который уже не помещался в старом довоенной постройки гараже.
Еше на старом месте в Шанчяй группа конструкторов во главе с В.Пупейкой с 1957 года разрабатывала проект совершенно нового автобуса на 24 места с цельнометаллическим кузовом. Первый такой автобус, названный КАГ-4, был закончен осенью 1959 года. Построенный на шасси все того же ГАЗ-51, «четвертый» имел каркас, сваренный из металлический профилей, панорамные стекла (от ПАЗ-652), также застекленные скаты крыши. Автобус весил 3,5 тонны, что было на 300 кг меньше КАГ-3. Потом были построены еще один автобус и закрытый фургон КАГ-41, которые долго экспонировались в ВДНХ рядом с павильоном Литовской ССР. Но…планы на выпуск новой модели так и остались планами. Союзное министерство Автомобильной промышленности предложило дать средства на расширение завода с одновременной его специализацией на выпуск грузовых фургонов, однако в Литве побоялись потерять важный для республики завод по ремонту ГАЗ-51 и предложение вежливо отклонили. Фургоны начали выпускать в Тарту, а КАРЗ остался со своим устаревшим КАГ-3. Его модернизировали, установив гнутые передние стекла и переднюю облицовку от КАГ-4 с четырьмя широкими молдингами на передней панели.
С ростом поставок более современных ПАЗ-652 и ЛАЗ-695Б, потребность в КАГ-3 снизилась, а в дальнейшем производство этих автобусов было прекращено.
Впоследствии вместо выпуска автобусов собственной конструкции КАРЗ освоил новые производства – здесь строили автомобили-катафалки на шасси УАЗ-452Д, с 1979 года освоили капитальный ремонт автобусов Ikarus, причем отмечалось, что здесь венгерские автобусы восстанавливали куда качественнее, нежели в других авторемонтных заводах. С 1981 года КАРЗ выполнял очень важное задание – выполнял капитальный ремонт дизелей «Камаз» для всех Прибалтийских республик и Ленинградской области, с 1987 года завод занялся также восстановлением и других агрегатов для «Камазов».
С восстановлением независимости Литвы довольно быстро изменились экономические условия работы предприятия, оборвались связи с прежними поставщиками и заказчиками. И 15 января 1993 года завод КАРЗ официально прекратил деятельность.
Официально КАРЗ за все время выпустил около 12 тысяч автобусов и специальных машин на их базе |