Появившийся на ПАЗе в 1952 году деревообрабатывающий цех почти сразу стал одним из узких мест предприятия – его сушильные камеры уже к 1955 году достигли предела своей производительности и дальнейшее увеличение объемов производства автобусов ГЗА-651 с деревянным каркасом кузова стало невозможным. В отсутствие ассигнований на реконструкцию деревообрабатывающего цеха, разумным выходом из сложившейся ситуации виделся переход на изготовление каркаса кузова из металла. Работы по проектированию таких машин были начаты в 1954 году и тогда же были построены два опытных образца с металлическими каркасами кузова – ПАЗ-651А и ПАЗ-651В, при этом вторая модель дополнительно получила цельносварную крышу с наружной обшивкой, выполненной с применением точечной электросварки, а не на заклепках, как у ГЗА-651.
Параллельно разработке автобуса с цельнометаллическим каркасом кузова, в октябре 1954 года ПАЗ представил на утверждение в Автотракторное управление МО СССР эскизно-технический проект автобуса типа ГЗА-651 в санитарном исполнении. Дело в том, что ГЗА-653 (а впоследствии и ПАЗ-653) не удовлетворяли в полной мере запросам военных – если наличие 4 мест для носилок нередко было даже излишним для гражданских автомобилей скорой помощи, то в полевых условиях такое количество носилочных мест становилось недостаточным. Поэтому в свое время Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР предложило разработать специальную версию ГЗА-651, предназначенную для массовой транспортировки раненых, однако Горьковский автобусный завод, ввиду его передачи в декабре 1951 года в ведение Министерства промышленности средств связи и прекращения выпуска автобусов, просто не успел этого сделать, а ПАЗ долгое время был занят освоением выпуска новой для себя продукции и лишь в декабре 1954 года появилась возможность построить опытный образец такой машины.
В качестве основы для санитарного варианта был взят как раз разрабатываемый параллельно перспективный цельнометаллический ПАЗ-651В. Поскольку внутренняя планировка салона не оказывала существенного влияния на цели испытаний перспективного образца, то санитарному исполнению был сохранен тот же индекс «651В».
Внешне это был обычный павловский автобус, отличавшийся внешне, помимо защитной окраски и знаков Красного креста, наличием поручня и откидной лестницы у задней двери, а также выведенной в задний скат крыши печной трубы (установка отопителя конструкций ПАЗов тех лет не предусматривалась – салонный отопитель появится лишь в 1970 году и уже на КАвЗ-651Б). Внутри же отличий было заметно больше: салон автобуса мог быть разделен при необходимости брезентовым пологом на две части – двухместную кабину, где находились водитель и сопровождающий на дополнительно установленном сиденьи справа, и на помещение для раненых со складными полумягкими лавками и стойками с ремнями для подвешивания носилок. Помимо разделения салона автобуса, этот же полог выполнял и функцию светомаскировки при использовании салонного освещения. Cветомаскировочными шторами также были снабжены и окна автобуса. Согласно альбому "Средства медицинской эвакуации. Часть 1. Автомобильный транспорт (специальный и приспособленный)", предусматривались четыре варианта планировки помещения для раненых: 18 сидячих раненых на лавках, расположенных в три ряда вдоль оси автобуса (в летний период на место дровяной печи могло дополнительно устанавливаться одноместное сиденье); 13 сидячих раненых плюс три лежачих на носилках, подвешенных по центру в три яруса; 10 сидячих раненых на лавках плюс 4 лежачих на носилках, подвешенных в два яруса у окон; 5 сидячих раненых на лавках у задней двери плюс 7 лежачих на носилках, которые занимали остальное место.
ПАЗ-651В проходил полигонные испытания в период с 8 января по 6 апреля 1955 года, по результатам которых было принято решение не создавать отдельную санитарную модификацию, а разработать комплект типового санитарного оборудования, которое могло бы быть смонтировано в обычном пассажирском автобусе в случае наступления «особого периода». И уже с 1956 года серийные ПАЗы получили необходимые усилители в каркасе кузова и закладные детали, предназначенные для монтажа оборудования для перевозки раненых.
В своем основном пассажирском исполнении ПАЗ-651В тоже не попал на конвейер – предпочтение было отдано варианту ПАЗ-651А. |