В 14-ю и 15-ю серии автомобилей РБВЗ входили и грузовики. К ним относился 5-тонный автомобиль модели Т40/65 с 4-цилиндровым двигателем (с размерами цилиндров 120х165мм и рабочим объемом 7850 куб. см). Грузовик имел колесную базу 3650мм и колею 1500мм.
На фотографии слева изображен автомобиль 1914 года выпуска. По некоторым данным, на части этих грузовиков двигатели имели одностороннее расположение клапанов (на этом не раз настаивало Военное ведомство). Указывались и другие размеры цилиндров (120х150мм). Всего было выпущено 20 автомобилей модели "Т".
На фото справа изображен опытный тягач, построенный на базе грузовика Т40/65 и предназначенный для передвижения мишеней Сергиевского артиллерийского полигона.
|
Отдельного упоминания заслуживают бронеавтомобили на шасси модели "Т".
В качестве базы для установки артсистем (официальное наименование - "противоаэропланная пушка системы Лендера-Тарнавского") использовались грузовики модели "Т". Орудие устанавливалось в кузове, снабженном опускающимися при стрельбе упорами, а двигатель и кабина были забронированы. Кроме четырех машин с пушкой в состав 1-ой Отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту (такое полное наименование получило это подразделение) входило четыре зарядных ящика на шасси грузовиков Руссо-Балт модели "М".
После испытаний стрельбой и пробегом, 20 марта 1915 года, батарею под командованием капитана Тарнавского отправили на фронт, где, судя по документам, она действовала весьма успешно.
Так, 30 мая 1915 года ее огнем был подбит немецкий самолет над г.Пултуском. 12 июня 1916 года, находясь в составе 5-ой армии, батарея подверглась налеьу десяти германских самолетов, три из которых подбила (по тем временам отличная результативность!). Батарея находилась на фронте до 1917 года, дальнейшая ее сульба неизвестна. (Кроме бронированных, 76-мм зенитные орудия устанавливались и на небронированные 5-тонные грузовики "Уайт". В 1915-1917 годах в России сформировали несколько таких батарей).
|