История Механического завода «Уралец» уходит корнями в первую половину ХIХ века, когда в сорока километрах от Нижнего Тагила, у горы Соловьевой, были обнаружены богатые залежи золота и платины. На этом месте в 1837 году был открыт Авроринский прииск. После прихода большевиков в 20-х годах на прииск, переименованный в Красный Урал (а позже в Кировский), попало много ссыльных переселенцев по системе ГУЛАГ. Он обзавелся собственной инфраструктурой: строился и расширялся рабочий поселок, появились мастерские по ремонту драг. Именно эти мастерские, состоящие из нескольких механических и литейных цехов, после закрытия прииска в 1953 году стали единственным местом работы всех 2000 жителей поселка.
С 1954 года Кировские механические мастерские (КММ) входили в состав Всесоюзного треста «Золототранс» Министерства цветной металлургии СССР. Это было не лучшее время для предприятия: отсутствие квалифицированных кадров, обветшалые и изношенные до предела здания и оборудование. Всё это не позволяло сконцентрироваться на определенной специализации – в КММ брались за любые заказы треста. В основном, они сводились к изготовлению запасных частей для грузовиков ГАЗ, ЗИС и МАЗ: это бортовые и самосвальные кузова, тормозные барабаны, гильзы блоков и т.д.
Но наиболее сложной и ответственной продукцией в 1954 году стали автобусы капотного типа на шасси ГАЗ-51, которые распределялись по различным приисковым управлениям Урала и Сибири. Эти автобусы с кузовом на деревянном каркасе не имели никакого обозначения, однако достаточно сильно отличались от ПАЗ-651 своей простотой - освоение их производства проходило в спешке, без достаточно отработанной технологии и в отсутствие полной технической документации. Несмотря на это, эти автобусы изготавливались поточным способом, хотя и в небольшом количестве: пик ежегодного производства составлял не более 130 штук.
В конце 1950-х годов КММ были переданы в подчинение Среднеуральскому совнархозу и переименованы в Автоагрегатный завод «Уралец» - так окончательно сформировался профиль предприятия – выпуск запчастей. К тому же, в 1962 году завод получил крупный военный заказ на производство кунгов на шасси ЗИЛ-157 и специальных кузовов на шасси МАЗ-200 для газодобывающих станций АДС-50 и АКДС-70. Военные предъявляли к этой продукции очень жесткие требования по качеству и срокам изготовления, поэтому благодаря этому заказу предприятию удалось значительно обновить свой станочный парк и набрать на работу квалифицированных специалистов, что положительно сказалось на статусе самого завода.
В этой суматохе в связи со срочностью «оборонных» заказов производство автобусов отошло на второй план – объемы выпуска снизились до 50-60 штук в год. Но, несмотря на это, продолжались работы по подготовке к производству нового автобуса вагонного типа. Но эта затея воплотилась лишь в нескольких опытных экземплярах, похожих как две капли воды на РАФ-251.
А тут снова наступили «смутные времена». В 1965 году расформировали совнархозы, и завод лишился своего основного заказчика - Mинистерства обороны. Снова встал вопрос о специализации предприятия и его ведомственной принадлежности. Выполнение заказов для отдельных трестов и управлений привело к тому, что завод оказался ничейным. Тут-то и появились чиновники из Минкультуры, которые выведали о незанятом заводе.
Таким образом, к концу года Механический завод «Уралец» очутился в ведении треста «Роскультпромсбыт» Министерства культуры РСФСР, где он представлял видную величину среди других предприятий этого ведомства. Руководству «Уральца» были созданы наиболее благоприятные, комфортные условия в выборе продукции, которую бы они хотели осваивать. Ничуть не сомневавшись, на заводе решили, что продолжат выпускать автобусы, теперь для «культурных» целей. В министерстве против этого не возражали, хотя в его системе уже был Краснодарский завод по производству спецавтотранспорта (КМЗНО).
В лучшие годы завод производил до 1200 автобусов в год, четверть из которых переоборудовались в автоклубы.
Производство автобусов на заводе продолжалось до 1979 года, когда из Министерства поступила директива о проведении государственных испытаний в НАМИ. Присланный на полигон серийный автобус «Уралец» не был допущен к испытаниям: придрались к отсутствию двухконтурной системы торможения, которая по ГОСТу стала обязательна для всех автобусов со второй половины 70-х годов. Таким образом, судьба дальнейшего выпуска «Уральцев» была решена – их сняли с производства по настоянию Минавтопрома.
По сути, прекращение выпуска автобусов означало полное сворачивание производства спецавтотранспорта - завод полностью перешел на выпуск аттракционов. А после развала Советского Союза предприятие попало под контроль Нижнетагильского металлургического комбината, дочерним предприятием которого оно является до сих пор.
Сейчас на заводе занимаются в основном производством мебели и розливом популярной на Урале природной воды «Белогорье». |