Минский автомобильный завод / МАЗ

МАЗ-535

    Серийный автомобиль МАЗ-535 (1958-1964г.г.).
    В послевоенные годы в Советском Союзе возникает потребность в специализированной автомобильной технике, в которой были бы заложены возросшие специфические требования современной армии, в том числе такие, как значительная динамика транспортных средств, большая грузоподъемность и проходимость при высокой надежности. По инициативе заместителя министра обороны, Маршала Советского Союза Г.К. Жукова принимается постановление Совета Министров от 25 июня 1954 года №1258-563 об организации на московском (ЗиЛ) и минском (МАЗ) автозаводах специальных конструкторских бюро (СКБ), главной задачей которых являлось создание многоосных колесных машин для нужд Министерства обороны страны. Главным конструктором минского СКБ был назначен Борис Львович Шапошник (1902-1985).
    Первой задачей минскому СКБ было поставлено создание артиллерийского тягача. Заказчик требовал колесную формулу 8х8, полуметровый дорожный просвет, способность преодолевать подъемы до 30°, броды - до 1,3 метра, серьезный запас хода по топливу. Уже в 1956 году из ворот экспериментального цеха выезжает первая опытная машина СКБ, необычный для того времени автомобиль-тягач МАЗ-535, а с 1958 года начинается выпуск доработанного бортового МАЗ-535А.
    Автомобиль имел восемь ведущих колес, объединенных в две тележки - переднюю и заднюю. Колеса первой и второй осей на передней тележке - управляемые, с шарнирами неравных угловых скоростей. Рулевой механизм - двухступенчатый: винт-гайка на циркулирующих шариках и рейка-зубчатый сектор; с гидроусилителем поршневого типа, со встроенным распределителем. Подвеска тележек - независимая, индивидуальная, на продольных торсионах и поперечных рычагах. Амортизаторы - гидравлические, телескопические, двухстороннего действия, на каждом колесе переднего и заднего мостов. Размер шин - 18,00-24". Шины - пневматические, камерные, 12-слойные, переменного давления. Давление воздуха в шинах от 2,0 до 0,7 кг/см2 централизованно регулировалось в зависимости от дорожных условий. Рабочая тормозная система - с пневмогидравлическим приводом. Стояночный тормоз - трансмиссионный, установлен на раздаточной коробке, привод - механический.
    В состав дополнительного оборудования входил отопитель кабины, автономный жидкостно-воздушный отопитель кабины 015-Б, предпусковой подогреватель ПЖД-600, тент с дугами, лебедка, коробка отбора мощности до 140 л.с.
    С целью специализации серийного выпуска МАЗ-535А на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года было организовано новое подразделение - производство специальных колесных тягачей (ПСКТ, ставшее в 1994 году самocтoятельным пpедпpиятием - МЗКТ), где автомобиль выпускался до 1961 года. С 1961 года производство МАЗ-535А было переданоь на Курганский завод колесных тягачей.
    В войсках МАЗ-535А был задействаван только на транспортных функциях - вооружение на него не устанавливалось. За дополнительную большую фару по центру кабины, которая служила для инфракрасной подсветки водительского прибора ночного видения, в Советской Армии эти машины часто называли "циклопами".
    Кроме того, с 1959 по 1963 год ПСКТ выпускало седельный тягач МАЗ-535В. Условия эксплуатации заставили установить на эту модификацию балансирную безрессорную подвеску задней тележки (колеса, попарно объединенные балансирами в тележку, шарнирно связаны с рамой без какого-либо упругого элемента) и новые 16-слойные шины. Важно отметить, что этот автомобиль мог работать как с полуприцепом, так и с прицепом, для чего был оснащен еще и задним сцепным устройством. При этом задние фонари были перенесены на заднюю стенку капота двигателя, задние указатели поворотов и правый габаритный фонарь на седельном тягаче не устанавливались. Однако мощность этого тягача уже не устраивала заказчика. В 1960 году на базе МАЗ-535В был разработан седельный тягач МАЗ-537.


    На фотографиях представлены модели МАЗ-535А работы В.Журавлева (г.Петропавловск).
    Автору неизвестны какие-либо производители моделей МАЗ-535.



МАЗ-200     МАЗ-200В     МАЗ-205     МАЗ-501     МАЗ-501В     МАЗ-502     МАЗ-502В

    .

МАЗ-525     МАЗ-529     МАЗ-530

    .

МАЗ-535     МАЗ-537     МАЗ-543/МАЗ-7310     МАЗ-7410     МАЗ-7910     МАЗ-7917     МАЗ-547/МАЗ-7916     МАЗ-7904
МАЗ-79221 МАЗ-7906     МАЗ-7907

    .

МАЗ-500     МАЗ-503     МАЗ-504     МАЗ-505     МАЗ-509     МАЗ-511     МАЗ-515     МАЗ-516

    .

МАЗ-4370     МАЗ-4570     МАЗ-5336     МАЗ-5337     МАЗ-5432     МАЗ-5433     МАЗ-5434     МАЗ-5442     МАЗ-5516 МАЗ-5551
МАЗ-6303     МАЗ-6317     МАЗ-6417     МАЗ-6422     МАЗ-6425     МАЗ-6430

    .

Автобусы:
МАЗ-103     МАЗ-104     МАЗ-105

    .


К общему списку моделей                На Главную страницу