ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-164Н

    Для выпуска Мытищинским машиностроительным заводом седельного тягача ЗИЛ-ММЗ-164Н, предназначавшегося для буксировки полуприцепа общим весом до 9500 кг, ЗИЛом в период 1957-1961 г.г. выпускалось шасси ЗИЛ-164Н. Индекс ЗИЛ-164Н этой модификации был присвоен по распоряжению главного конструктора ЗИЛ №94 от 11 июня 1957 года, согласно Приказа по заводу №341 от 04 июня 1957 года.
    Шасси ЗИЛ-164Н оборудовалось 6-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным рядным нижнеклапанным двигателем ЗИЛ-164Н мощностью 104 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 34 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 см3. На мотор устанавливался карбюратор МКЗ-К-84 – двухкамерный, с падающим потоком, с балансированной поплавковой камерой, пневматическим и механическим приводами клапанов экономайзера и ускорительным насосом, оборудованный отдельным пневматическим регулятором числа оборотов коленчатого вала, ограничивавшим максимальную скорость автомобиля 55-60 км/ч. Вследствие установки нового карбюратора, на ЗИЛ-164Н применялись впускной и выпускной газопровод с раздельными каналами впускного трубопровода для каждой камеры карбюратора: для передних трёх цилиндров и задних трёх, трубка от топливного насоса к карбюратору, привод управления карбюратором, исключающий жёсткую связь между педалью и дроссельной заслонкой, и, кроме того, изменённая трубка от распределителя зажигания к карбюратору, унифицированные с деталями двигателя ЗИЛ-121.
    В системе смазки прибавился масляный радиатор, заимствованный у мотора ЗИЛ-157, в связи с чем силовой агрегат ЗИЛ-164Н комплектовался двухсекционным масляным насосом с плавающим маслоприёмником, унифицированными с узлами двигателя ЗИЛ-121, что в свою очередь стало причиной замены стандартного масляного картера ЗИЛ-164 на картер от ЗИЛ-121. Глубина нововведённого масляного картера была больше на 32 мм глубины картера двигателя ЗИЛ-164, поэтому для обеспечения зазора между поперечной рулевой тягой и изменённым картером на ЗИЛ-164Н устанавливалась изогнутая в средней части, в отличие от прямой на базовом шасси, тяга 120П-3003052 с трубой 120П-3003054 и головкой 120П-3003061.
    В системе охлаждения использовались радиатор повышенной теплоотдачи 164Ю-1301010 с медными пластинами охлаждения вместо латунных на стандартном 150В-1301010 и герметичной резьбовой пробкой без клапанов, а также конденсационный бачок с герметичной клапанной пробкой повышенного давления с выпускным (паровым) и впускным (воздушным) клапанами, применявшиеся в тропической модификации грузовика – ЗИЛ-164Ю. Жалюзи с рамой жалюзи радиатора системы охлаждения были унифицированы с соответствующими деталями ЗИЛ-157.
    На машину монтировался задний мост 120Р-2400010 с главной передачей с передаточным числом 9,28, в которой применялся редуктор 120Р-2402010 с ведущей и ведомой цилиндрическими шестернями, использовавшимися в редукторах автобусов ЗИЛ-155 и ЗИЛ-158, с изменёнными по сравнению с ЗИЛ-164 числами зубьев, вследствие чего на тягач ставилась коробка передач 120Р-1700009, разнившаяся с базовой деталями привода спидометра – червяком и ведомой шестернёй, также унифицированными с деталями автобуса ЗИЛ-158.
    К тормозной системе автомобиля добавились клапан тормозов полуприцепа, разобщительный кран и соединительная головка для присоединения пневмосистемы полуприцепа.
    Машина, как и её предшественник ЗИЛ-120Н, отличалась укороченной на 747 мм рамой с четырьмя поперечинами, а также отсутствием заднего буксирного прибора и задних указателей поворота. В системе питания добавился дополнительный топливный бак объёмом 150 л с крепившимся на нем фильтром-отстойником, унифицированный с аналогичным баком ЗИЛ-151, устанавливавшийся на правом лонжероне рамы на кронштейнах, унифицированных с кронштейнами газобаллонного ЗИЛ-156А, вследствие чего использовалась отличная от базовой конструкция бензопроводов: фильтр-отстойник и приёмная трубка с проходным краном монтировались на дополнительном баке, приёмная трубка с угольником – на основном (обе унифицированы с деталями ЗИЛ-151), введены свои собственные трубка от дополнительного бака к фильтру-отстойнику, продольная и задняя трубки от фильтра-отстойника к топливному насосу и соединительная трубка баков, а к приборам электрооборудования прибавился переключатель датчиков указателя уровня бензина типа П20. В системе зажигания устанавливались свечи СН55-Б, предназначенные для долговременной работы в особо тяжёлых условиях. Задний фонарь и кронштейн крепления номерного знака монтировались в верхней части кабины с левой стороны, штепсельная розетка ПС10 для присоединения приборов электрооборудования полуприцепа – на кронштейне крепления разобщительного крана. Запасное колесо располагалось в вертикальном держателе позади кабины и устанавливалось вместе с седельным устройством на ММЗ.

    В течение всего периода выпуска шасси ЗИЛ-164Н модернизировалось в целом наряду с базовым бортовым грузовиком, но также получало и свои специфические изменения конструкции:
    - с декабря 1957 года двигатель ЗИЛ-164Н комплектовался двухсекционным масляным насосом увеличенной производительности с редукционным клапаном, размещённым в крышке насоса, что повлекло за собой установку в масляном картере изменённой, вырезанной с правой стороны, перегородки. Вследствие переноса редукционного клапана из крышки распределительных шестерён в крышку насоса поменялась конструкция крышки шестерён. Одновременно, в связи с унификацией этого мотора с двигателем ЗИЛ-157, на нём стал монтироваться масляный картер пониженной высоты.
    - с 1959 года на тягачах ЗИЛ-164Р и шасси ЗИЛ-164Н была изменена конструкция клапана тормозов прицепа, в корпусе которого взамен двух гладких сквозных крепёжных отверстий диаметром 13 мм были нарезаны два отверстия с резьбой М12х1,75. Вместо болтового крепления клапана стало использоваться крепление на шпильках. Отдельные корпусные детали узла с этого времени изготавливались с применением литья под давлением, благодаря чему уменьшился его вес.
    - также с 1959 года на двигатель ЗИЛ-164Н вместо «летних» свечей зажигания СН55-Б, предназначенных для долговременной работы в особо тяжёлых условиях и эксплуатации в жарком климате, начали устанавливаться обычные свечи А16У.
    - в ноябре-декабре 1960 года у шасси ЗИЛ-164Н вместо двух трубок от фильтра-отстойника к насосу (задней и продольной) осталась одна, также была упразднена соединительная муфта.
    - в декабре 1960 года на шасси ЗИЛ-164Н и экспортных модификациях был введён карбюратор МКЗ-К-84М.
    - с IV квартала 1960 года рулевое управление шасси ЗИЛ-164Н и экспортных модификаций вместо изогнутой поперечной рулевой тяги 120П-3003052 оснащалось прямой тягой 120-3003052, унифицированной с аналогичной деталью базового ЗИЛ-164.
    - в январе 1961 года на шасси ЗИЛ-164Н вернулись к установке глушителя прежней конструкции от автомобиля ЗИЛ-150 с прямым коротким выпускным патрубком.
    - в марте 1961 года, в соответствии с ГОСТ 8769-58, на автомобилях семейства ЗИЛ-164 был введён правый задний фонарь типа ФП13-К. Одновременно, согласно ГОСТ 9200-59 вместо четырёхклеммной розетки типа ПС10 была внедрена семиклеммная ПС300, помещавшаяся непосредственно в задней поперечине рамы рядом с левым указателем поворотов, вследствие чего был упразднён кронштейн крепления розетки. В связи с перечисленными мероприятиями, были введены отдельные пучки проводов задних правого и левого фонарей с защитными кожухами, а также изменён задний пучок проводов грузовика. На шасси ЗИЛ-164Н был упразднён провод от штепсельной розетки прицепа «на массу».

Текст - Юрий Воробьёв


    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 07 ноября 2016 года          
Последняя редакция - 24 декабря 2023 года