В 1934 году Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель - БА-3. Корпус БА-И при этом подвергся незначительным изменениям: на 50 мм была удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Крепление корпуса на шасси автомобиля "Ford-Timken" осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки привертывались болтами к лонжеронам шасси.
Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3 получил башню от танка Т-26 с уменьшением толщины брони (согласно альбому "Бронемашины" НИБТ Полигона ГБТУ КА 1944 года - 8 мм, согласно "Временному краткому описанию бронеавтомобиля БА-3", составленному тем же НИБТ Полигона в октябре 1934 года, броня башни - 9 мм) со штатной спаренной установкой вооружения - 45-мм пушкой 20К обр.1932/38 (боекомплект 60 выстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд.
В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ. Для увеличения проходимости, впервые в советском бронеавтомобилестроении, на задние скаты БА-3 одевались вездеходные гусеницы, известные под иностранным названием "Оверолл". Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80х35 мм. Длина гусеницы составляла 4500 мм, шаг - 180 мм. Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10-15 мин.
В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТ Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. В ходе испытаний шеститонная машина (масса - 5820 кг) развила по асфальтированному шоссе скорость 70 км/ч (цифра выглядит завышенной, но так в отчете), по сухой же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч. Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано улучшить систему охлаждения.
Требовала усиления и передняя подвеска. В остальном серьезных недостатков замечено не было, требовалось внести лишь ряд мелких изменений в компоновку внутренних агрегатов. Как это следует из заключения комиссии: "бронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины, и вполне пригоден для оснащения РККА".
Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксуньском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934-35 годах изготовили 180 бронемашин этого типа (по другим данным 168).
Бронеавтомобили БА-3 и его дальнейшее развитие БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады - 7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол.
Практически одновременно с поступлением новых броневиков на вооружение Красной Армии началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей БА-6. Если со временем продажи все верно, то речь, скорее всего, идет о машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже.
Также БА-3 эксплуатировались и в финской армии, куда два бронеавтомобиля попали в качестве трофеев в зимней войне 1939 года. Один из них состоял на вооружении до 1954 года (!).
В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 хранится в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
|