Колесный 4-хосный полноприводной плавающий броентранспортер. Предназначен для транспортировки отделения пехоты, а так же для борьбы с различным целями. БТР-90 является дальнейшим развитием линии колесных БТР разработки КБ ГАЗ. Он имеет повышенную огневую мощь, подвижность, проходимость, маневренность и защищенность.
Разработчик КБ ГАЗ. Главный конструктор А. Масягин.
На шасси установлен многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Коробка передач гидромеханическая, реверсивная, позволяет машине двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Подвеска всех колес - независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Большой ход подвески, энергоемкие телескопические гидроамортизаторы и широкопрофильные боестойкие шины с системой централизованного регулирования давления воздуха позволяют двигаться с высокой скоростью как по шоссе так и по сильнопересеченной местности. Возможно движение при полном повреждении четырех колес.
Трансмиссия имеет новую оригинальную схему: поток мощности от двигателя в коробке передач распределяется через дифференциальный механизм на два параллельных потока по бортам машины. С помощью гидрообьемной передачи можно создать разность скоростей вращения колес по бортам, это позволяет в дополнение к повороту за счет 4-х передних управляемых колес уменьшить радиус поворота машины.
Для движения по воде в задней части корпуса установлены два водометных движителя. Машина может преодолевать водные преграды без предварительной подготовки. Испытания в морских условиях показали, что БТР-90 способен плавать, входить и выходить с десантного корабля при волнении до 3-ех баллов.
В едином двухместном боевом отделении (БО) установлены 30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, 30-мм гранатомет АГ-17, ПТРК "Конкурс". БО имеет двухплоскостной стабилизатор. В БО размещены места для наводчика-оператора и командира машины. На месте оператора-наводчика установлен комбинированный (дневной и ночной) прицел БПКЗ-42, на месте командира - дневной прицел 1П-13, прибор наблюдения, радиостанция. БО может оснащаться прицелом наводчика типа БПК-М с французким тепловизионным модулем фирмы SAT. На БТР-90 возможна установка более тяжелого боевого отделения от БМП-3, противотанковой пушки, 120-мм артиллерийского орудия, ЗРК или ПТРК.
БТР может оснащаться бортоовой информационно-управляющей системой (БИУС), что позволяет эффективно в автоматическом режиме управлять трансмиссией и двигателем, контролировать и диагностировать жизненно важные системы машины.
Бронирование - противопульное, защищает экипаж и системы машины от пуль крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. На БТР может быть установлено дополнительное бронирование и системы пассивной (динамической) и активной защиты.
Устройства коллективной защиты обеспечивают защиту боевого расчета от воздействия ударной волны и проникающей радиации при ядерных взрывах, от радиоактивной пыли, бактериологического, химического оружия при применении машины на зараженной местности. Машина может оснащаться кондиционером.
На первый взгляд, бронекорпус новой машины, сваренный из листов, выглядит увеличенной копией корпуса БТР-80, кроме передней части, сильно напоминающей швейцарский колесный танк Pandur - верхний передний лист не имеет излома и пары окон, характерных для всех предыдущих моделей бронетранспортеров ГАЗ-а. Нижний лобовой лист установлен с большим углом наклона и позволяет сходу преодолевать вертикальные препятствия высотой до 1,5 м. Волноотражательный щиток в походном положении откидывается на верхний лист.
В настоящее время БТР-90 серийно пока не производится.
Тактико-технические характеристики БТР-80:
Колесная формула 8х8
Боевая масса 20,92 т
Клиренс 510 мм
Мощность двигателя 510 л.с.
Максимальная скорость (на плаву) 100(9) км/ч Запас хода 800 км
Бронирование: противопульное
Экипаж(десант) 2(8) чел
Вооружение: 30-мм пушка "2А42" (500 снарядов) 7,62-мм пулемет "ПКТ" (2000 патронов) 30-мм автоматический гранатомет "АГ-17" (400 выстрелов) ПТУР "Конкурс" (4). Важно отметить, что установленный на опытном образце бронетранспортера комплект вооружения, очевидно, следует рассматривать лишь как временный. Вполне логичным представляется оснащение БТР-90 боевым отделением "Кливер", разработанным для модернизации гусеничных машин БМП-1 Тульским КБ приборостроения (прежде чем занять свое место в корпусе БМП-1, это боевое отделение прошло испытания на БТР-80).
В состав "Кливера" входит новая 30-миллиметровая пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКМТ и новый серийный ПТРК "Корнет" с четырьмя ПТУР 9М133.
Рассматриваются варианты оснащения БТР-90 боевым отделением, заимствованным у БМП-3. Модернизированный вариант этого БО включает 100-мм гладкоствольное орудие, способное вести огонь как неуправляемыми осколочно-фугасными снарядами повышенной эффективности, так и новыми ПТУР 9М 117М1 "Аркан"; 30-мм автоматическую пушку 2А72 (в боекомплект которой входит усовершенствованный подкалиберный бронебойный снаряд), а также 7,62-мм пулемет. Новая система управления огнем включает тепловизор с дальностью действия до 5000 км.
Сообщалось о возможности создания на базе БТР-90 самоходного 120-мм орудия (вероятно, речь идет о модификации автоматизированной системы 2С31 "Вена", способной вести огонь корректируемыми снарядами "Китолов-2М"), противотанкового самоходного орудия, ЗРК и противотанковых комплексов.
Одна из опытных машин оснащена дополнительной накладной броней, защищающей корпус.
|