ОАО "ГАЗ"
/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/
ГАЗ-М20 "Победа"
|
|
|
|
|
|
|
|
Серийный автомобиль ГАЗ-М20 (1946-1958).
В июне 1946 4-цилиндровая "Победа" начала сходить с конвейера. В 1948 производство было приостановлено на два месяца для устранения выявленных в процессе эксплуатации первых автомобилей конструктивных недостатков. Автомобили первых серий (до начала 1947 года) отличались облицовкой радиатора - нижние молдинги облицовки заходили под подфарники (как на опытных образцах), этот вариант представлен на рисунке слева в первом ряду.
В 1955 (1954?) "Победа" получила обновлённую облицовку радиатора (будем условно именовать ее "трехэтажной", в отличие от "двухэтажной", устанавливавшейся в 1947-1954 г.г., на фото третьем и втором слева в первом ряду соответственно) панель приборов, исчезла горизонтальная перемычка между клыками переднего буфера, эта модель известна как М-20В. Абсолютное большинство "Побед" окрашивались в сине-зеленый, темно-бежевый, вишневый цвета.
В 1948-1953 в производственную программу завода входила также модификация с кузовом кабриолет (рисунок слева во втором ряду). Тент изготавливался из сдвоенной прорезиненной непромокаемой хлопчатобумажной ткани. Спереди к тенту прикрепляся деревянный лобовой брус, который фиксировался в передней части проемов крыши двумя упорами и прикреплялся к верхней полке рамки ветрового стекла двумя натяжками. Тент натягивался на пять дуг. Три первые дуги съемные, они вставлялись в гнезда верхней рейки, а две задние укреплялись на шарнирах. Под боковые части тента подкладывались т.н. "ватники". В задней части тента находилось окно со стеклом. По некоторым сведениям, часть кабриолетов использовалась в качестве такси в южных городах.
Кроме того, с 1949 выпускалась модификация М-20А (во втором ряду первая справа фотография), предназначенная для использования в качестве такси. "Победа"-такси отличалась от базовой модели обивкой сидений, наличием таксометра, комплектацией салона. Тогда же, в 1949 г., для такси было введено внешнее отличие такси от других легковых автомобилей - шахматная полоса по бортам кузова (заканчивавшаяся примерно над концом проема заднего колеса), а вместо транспаранта «Свободен» - световой сигнал "зеленый огонек". Эти атрибуты такси впервые появились именно на "Победах". Московские такси имели двухцветную окраску - капот и крыша - молочно-белые, остальная часть кузова - темно-серая.
Небольшими партиями на базе "Победы" выпускалась карета скорой помощи, недолго просуществовавшая в эксплуатации. Главным образом из-за того, что "Победа", как и любая легковая машина слишком тесна для носилок с больным, доктора, санитара, водителя, медицинских приспособлений и инструментов и пр. Санитарные варианты оснащались выдвигаемыми носилками и ради установки носилок пришлось отказаться от полки в багажнике и поставить вертикально запасное колесо. Скорая помощь на базе "Победы" очень скоро уступила место специализированному ЗИМу, а потом и разнообразным микроавтобусам.
Отдельно следует сказать, что многими таксопарками и ремзаводами из автомобилей, выработавших свой ресурс, делались разнообразные пикапы. Известно, что многие пикапы окрашивались в коричнево-шоколадный цвет. По некоторым данным, основной причиной этого было желание скрыть ржавчину, практически всегда проявлявшуюся на изношенных кузовах. Один из вариантов пикапа представлен на двух фотографиях справа.
Существовали также полноприводный вариант "Победы" ГАЗ-М72 (ему посвящена отдельная страница) и небольшое количество 6-цилиндровых М-20Г. Также "Победа" послужила базой для большого числа спортивных автомобилей. На рисунке слева представлен вариант седана, изготовленный в НАМИ (в серию не пошел).
Кроме того, в период 1951-1973 "Победа" выпускалась в Польше под маркой "Варшава". Машины 1951-1957 годов были копией "Победы" 1949 года, дальнейшие версии всё менее напоминали оригинал. Всего выпущено 244472 "Варшав".
|
|
|
|
|
В этом ряду представлены модели "Побед" первой серии, производимые следующими мастерскими: AD Hand-Model Built, ANY-Models (вторая слева, в настоящее время не выпускается в связи с распадом мастерской), "Студия КАН". Также крайней справа представлена модель кабриолета с решеткой первой серии, производимая "Студией КАН", что вызывает определенные вопросы в силу того, что кабриолеты стали выпускаться несколько позднее, с 1948 года.
|
|
|
|
|
|
Здесь представлены модели "Побед" второй серии. Слева направо представлена продукция следующих мастерских: ANY-Models (первые две фотографии слева), "Киммерия" (фотографии кабриолетов - открытого и закрытого) и во втором ряду - "Студия КАН".
|
|
|
|
|
|
|
Здесь представлены модели "Побед" третьей серии, производимые мастерскими ANY-Models, FV Model Cars (Белгород, производство под заказ), "Херсон-Моделс" и Саратовской лаборатории минимоделей. Во втором ряду - модель "Победы", производимая мастерской "Киммерия" (г.Херсон).
Также во втором ряду представлена модель аэросаней "Север", предлагаемая мастерской "Херсон-моделс".
|
|
|
|
|
Здесь представлены модель пикапа на базе "Победы" третьей серии, производимая мастерской AD Hand-Model Built и некоторые "Победы", производимые этой мастерской. На фото справа - ходовой макет ГАЗ-12, созданный на базе "Победы".
|
Итак, на сегодняшний день для России основными производителями моделей ГАЗ-М20 являются "Студия КАН" (Краснодар), "Киммерия" (Херсон) и Саратовская лаборатория минимоделей. Принято считать, что наиболее качественные модели изготавливаются в Саратове. Помимо представленной на фотографии медицинской версии "Победы", мастерской также предлагаются милицейский и пожарный вариант окраски. Фирмой "Киммерия" также дополнительно предлагаются полноприводная модификация М72 и модель "Варшавы".
Чтобы Вы, уважаемый коллега, могли сделать самостоятельный вывод о точности той или иной модели, в разделе "Чертежи и эскизы", на странице, посвященной "Победе", приведен ряд нюансов и замечаний, помогающих оценить степень достоверности той или иной модели.
|
Чертежи и эскизы ГАЗ-М20
К общему списку моделей
На Главную страницу
|