ОАО "ГАЗ"

/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-М20 "Победа"

    Серийный автомобиль ГАЗ-М20 (1946-1958).
    В июне 1946 4-цилиндровая "Победа" начала сходить с конвейера. В 1948 производство было приостановлено на два месяца для устранения выявленных в процессе эксплуатации первых автомобилей конструктивных недостатков. Автомобили первых серий (до начала 1947 года) отличались облицовкой радиатора - нижние молдинги облицовки заходили под подфарники (как на опытных образцах), этот вариант представлен на рисунке слева в первом ряду.
    В 1955 (1954?) "Победа" получила обновлённую облицовку радиатора (будем условно именовать ее "трехэтажной", в отличие от "двухэтажной", устанавливавшейся в 1947-1954 г.г., на фото третьем и втором слева в первом ряду соответственно) панель приборов, исчезла горизонтальная перемычка между клыками переднего буфера, эта модель известна как М-20В. Абсолютное большинство "Побед" окрашивались в сине-зеленый, темно-бежевый, вишневый цвета.
    В 1948-1953 в производственную программу завода входила также модификация с кузовом кабриолет (рисунок слева во втором ряду). Тент изготавливался из сдвоенной прорезиненной непромокаемой хлопчатобумажной ткани. Спереди к тенту прикрепляся деревянный лобовой брус, который фиксировался в передней части проемов крыши двумя упорами и прикреплялся к верхней полке рамки ветрового стекла двумя натяжками. Тент натягивался на пять дуг. Три первые дуги съемные, они вставлялись в гнезда верхней рейки, а две задние укреплялись на шарнирах. Под боковые части тента подкладывались т.н. "ватники". В задней части тента находилось окно со стеклом. По некоторым сведениям, часть кабриолетов использовалась в качестве такси в южных городах.
    Кроме того, с 1949 выпускалась модификация М-20А (во втором ряду первая справа фотография), предназначенная для использования в качестве такси. "Победа"-такси отличалась от базовой модели обивкой сидений, наличием таксометра, комплектацией салона. Тогда же, в 1949 г., для такси было введено внешнее отличие такси от других легковых автомобилей - шахматная полоса по бортам кузова (заканчивавшаяся примерно над концом проема заднего колеса), а вместо транспаранта «Свободен» - световой сигнал "зеленый огонек". Эти атрибуты такси впервые появились именно на "Победах". Московские такси имели двухцветную окраску - капот и крыша - молочно-белые, остальная часть кузова - темно-серая.
    Небольшими партиями на базе "Победы" выпускалась карета скорой помощи, недолго просуществовавшая в эксплуатации. Главным образом из-за того, что "Победа", как и любая легковая машина слишком тесна для носилок с больным, доктора, санитара, водителя, медицинских приспособлений и инструментов и пр. Санитарные варианты оснащались выдвигаемыми носилками и ради установки носилок пришлось отказаться от полки в багажнике и поставить вертикально запасное колесо. Скорая помощь на базе "Победы" очень скоро уступила место специализированному ЗИМу, а потом и разнообразным микроавтобусам. Победа-пикап Победа-пикап
    Отдельно следует сказать, что многими таксопарками и ремзаводами из автомобилей, выработавших свой ресурс, делались разнообразные пикапы. Известно, что многие пикапы окрашивались в коричнево-шоколадный цвет. По некоторым данным, основной причиной этого было желание скрыть ржавчину, практически всегда проявлявшуюся на изношенных кузовах. Один из вариантов пикапа представлен на двух фотографиях справа. Победа-НАМИ
    Существовали также полноприводный вариант "Победы" ГАЗ-М72 (ему посвящена отдельная страница) и небольшое количество 6-цилиндровых М-20Г. Также "Победа" послужила базой для большого числа спортивных автомобилей. На рисунке слева представлен вариант седана, изготовленный в НАМИ (в серию не пошел).
    Кроме того, в период 1951-1973 "Победа" выпускалась в Польше под маркой "Варшава". Машины 1951-1957 годов были копией "Победы" 1949 года, дальнейшие версии всё менее напоминали оригинал. Всего выпущено 244472 "Варшав".



    В этом ряду представлены модели "Побед" первой серии, производимые следующими мастерскими: AD Hand-Model Built, ANY-Models (вторая слева, в настоящее время не выпускается в связи с распадом мастерской), "Студия КАН". Также крайней справа представлена модель кабриолета с решеткой первой серии, производимая "Студией КАН", что вызывает определенные вопросы в силу того, что кабриолеты стали выпускаться несколько позднее, с 1948 года.

    Здесь представлены модели "Побед" второй серии. Слева направо представлена продукция следующих мастерских: ANY-Models (первые две фотографии слева), "Киммерия" (фотографии кабриолетов - открытого и закрытого) и во втором ряду - "Студия КАН".

    Здесь представлены модели "Побед" третьей серии, производимые мастерскими ANY-Models, FV Model Cars (Белгород, производство под заказ), "Херсон-Моделс" и Саратовской лаборатории минимоделей. Во втором ряду - модель "Победы", производимая мастерской "Киммерия" (г.Херсон).
    Также во втором ряду представлена модель аэросаней "Север", предлагаемая мастерской "Херсон-моделс".

    Здесь представлены модель пикапа на базе "Победы" третьей серии, производимая мастерской AD Hand-Model Built и некоторые "Победы", производимые этой мастерской. На фото справа - ходовой макет ГАЗ-12, созданный на базе "Победы".


    Итак, на сегодняшний день для России основными производителями моделей ГАЗ-М20 являются "Студия КАН" (Краснодар), "Киммерия" (Херсон) и Саратовская лаборатория минимоделей. Принято считать, что наиболее качественные модели изготавливаются в Саратове. Помимо представленной на фотографии медицинской версии "Победы", мастерской также предлагаются милицейский и пожарный вариант окраски. Фирмой "Киммерия" также дополнительно предлагаются полноприводная модификация М72 и модель "Варшавы".
    Чтобы Вы, уважаемый коллега, могли сделать самостоятельный вывод о точности той или иной модели, в разделе "Чертежи и эскизы", на странице, посвященной "Победе", приведен ряд нюансов и замечаний, помогающих оценить степень достоверности той или иной модели.


Чертежи и эскизы ГАЗ-М20

Легковые автомобили: ГАЗ-А ГАЗ-6 ГАЗ-М1 ГАЗ-11-40 ГАЗ-11-73 ГАЗ-61 ГАЗ-61-40 ГАЗ-64 ГАЗ-67Б
ГАЗ-69 ГАЗ-19 ГАЗ-69А ГАЗ-46 ГАЗ-М72 ГАЗ-12 ГАЗ-12Б ГАЗ-21 ГАЗ-22
ГАЗ-13 ГАЗ-13Б ГАЗ-13С ГАЗ-24-01 ГАЗ-24-02 ГАЗ-24-03 ГАЗ-14 ГАЗ-3102 ГАЗ-3110
ГАЗ-310221 ГАЗ-3111 ГАЗ-2169 ГАЗ-2381
.
Грузовые автомобили
и пикапы:
ГАЗ-4 ГАЗ-М415 ГАЗ-61-417 ГАЗ-АА ГАЗ-ААА ГАЗ-410 ГАЗ-42 ГАЗ-44 ГАЗ-60
ГАЗ-51 ГАЗ-51П ГАЗ-63 ГАЗ-63П ГАЗ-93 ГАЗ-52 ГАЗ-53 ГАЗ-62 ГАЗ-66
ГАЗ-3302 ГАЗ-33023 ГАЗ-3307 ГАЗ-3308 ГАЗ-3309 ГАЗ-2308 ГАЗ-39371
.
Автобусы и фургоны: ГАЗ-03-30 ГАЗ-03-195 ГАЗ-55 ГАЗ-2705 ГАЗ-2705К ГАЗ-3221
.
Спортивные и опытные
автомобили:
ГАЗ-ТК ГАЗ-ВМ ГАЗ-М21 ГАЗ-ГЛ-1 Торпедо-ГАЗ Победа-Спорт ГАЗ-33 ГАЗ-56 ГАЗ-62

К общему списку моделей                На Главную страницу